Группа дошкольного образования МОБУ "Урканская СОШ"
Природа - кладовая фантазии.Из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Пугачёвой Оксаны Васильевны
Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного. Дети доверчивы. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды, не покинет их. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочоночками – желудями. Остановись, не спеши, осмотрись внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики – одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха – гном. Приделай ему ноги, разукрась лицо, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке. Издали в лесу высоко – высоко видна вершина ели. А вблизи надо сильно запрокинуть голову, чтобы увидеть её. А что под ёлкой? Её шишки. Шишки? Да это же сова! Нет, вот эти две шишки, только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой, - видно ветер только что, нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой – узнаёшь? Да это ёжик! Сколько разнообразных тайн откроет ребёнок, окидывая любопытным взглядом разнообразные дары природы. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую д/сада), где сохранён необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки ёлки, поблескивает своим светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в нашей природной мастерской, будит воспоминания ребёнка о тёплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать фантазию , добрые чувства , а с овладением навыками придёт и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребёнка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке – материале есть много хорошего реализма , но в тоже время есть простор для фантазии, не просто воображения , а большой творческой фантазии». С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоёму – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его .Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала . Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить , что в начале ребята рассматривают образец , анализируют его структуру , способы изготовления ; затем после усвоения этого процесса задания усложняются : воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки , которую нужно сделать , и наконец , они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки предлагаю детям вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов . Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Постепенно у него формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость , умение доводить начатое дело до конца. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Труд по изготовлению игрушек может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников д/сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности. Качество поделок зависит от: 1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя; 2. уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.); 3. степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами; 4. развития у ребёнка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребёнок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также дальнейшее их расширение и изменение . Можно вначале выяснить , как дети относятся к ручному труду , хотят ли они трудиться и что умеют делать . Провести анкетирование родителей, чтобы узнать видят ли они в природе союзницу не только в деле укрепления здоровья детей, но и как источник познания. И только вооружившись знаниями о возможностях детей и родителей , можно приступать к работе. Работа над изготовлением поделок из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так например, различные семена, скорлупки орехов, мох и др., можно использовать на занятиях по лепке. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приёмом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием накладывают мозаичные узоры из семян, окрашенных тушью в разные цвета, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество. Организуя работу необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети восприимчивы и впечатлительны, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребёнка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе. Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к её созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу. На таких экскурсиях воспитатель учит замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных берёзках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Можно наметить общую схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала: 1.Рассматривание и анализ образца игрушки. 2.Установление поэтапной последовательности её изготовления и планирование хода работы. 3.Выбор способа соединения частей игрушки. 4.Подбор материала и инструментов . 5.Изготовление игрушки. 6.Анализ и оценка поделок. Собираясь в поход или на экскурсию, а то и просто на прогулку, дети находят и приносят природный материал для кружка «Лесовичок», в котором они занимаются под моим руководством. Большую помощь в сборе природного материала оказывают родители. Находясь на отдыхе, они привозят нам морские ракушки, желуди, земляные орехи даже солому - все то, что у нас нельзя найти. К празднику дети дарят родителям, детям младшей группы, сотрудникам свои поделки. В каждой группе есть небольшая выставка детских работ из природного материала. Нацелила ребят на повторное использование некоторых бытовых отходов. Так из ненужных пластиковых бутылок были сделаны совочки для игр с песком, декоративные вазы для цветов, ёлочные украшения. Картонные коробки послужили материалом для изготовления театральных персонажей. Из скорлупы яиц делали новогодние игрушки (поросёнок, мышка, кошка, и т.д.). Яркие стаканчики от йогуртов стали основой для изготовления сказочных героев по сказкам «Репка», «Теремок». Труд из природного материала – творческий процесс и нельзя требовать копирования. Поощряю проявление фантазии, выдумки, творчества. Большой эмоциональный настрой дает привлечение музыки. Почти на каждом занятии кружка использую музыку. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» - писал о музыке В.А.Сухомлинский. Музыка, которую мы слушаем, заставляет радоваться, мечтать, грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире. Нужно видеть лица детей, когда в конце занятия по изготовлению птиц зазвучала фортепианная пьеса П. И.Чайковского «Песня жаворонка» из детского альбома. Они вслушивались в мелодию и на лицах появлялись улыбки, ведь у птиц день рождения – «Мы их сделали сами». Труд по изготовлению поделок из природного материала формирует конструктивные навыки, трудолюбие, усидчивость, терпение, целеустремлённость, умение доводить начатое до конца. Он развивает глазомер, внимание, творческие способности ребёнка, а также способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Литература:
25 мая 2013 в 18:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.