Группа дошкольного образования МОБУ "Урканская СОШ"

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОСТИЖЕНИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСКУССТВОМ.

К родительскому

собранию


Музыкальный руководитель МДОАУд/с «Брусничка» с.Уркан

Фадеева Елена Игоревна

 

«Гармония ума и сердца –

вот конечная цель воспитания человека»

Д.Б.Кабалевский

Компьютеризация ДОУ в последние годы стала большим подспорьем в работе. Современные возможности дошкольного образовательного учреждения позволяют иметь в своем арсенале и использовать помимо компьютера, аппаратные , технические и мультимедийные средства: ноутбук,  видеопроектор, мультимедийная доска,  мини-система DVD(караоке, музыкальный центр), DVD–плеер, магнитола СD, диктофон, видеомагнитофон, телевизор, относящиеся к активным видам обучения. Копировально-множительная техника: многофункциональный принтер «Саnon», цветной принтер «Epson». Технические средства позволяют более продуктивно включать произведения искусства в учебно-воспитательный процесс. Развивать познавательный интерес детей, расширять их зрительные , музыкальные ,слуховые образы, объединяя их в целостные картины с помощью информационного фонда на различных носителях:  видеотека – фонд видеозаписей, фонотека –магнитные записи, диатека – диафильмы, слайды, дискотека- фонд компьютерных и мультимедийных программ.

У нас в наличии имеется электронный музыкальный инструмент «Casio», обладающий очень широкими возможностями: это встроенная флэш-память, дисковод, возможность перекачки данных с компьютера, создание собственных фонограмм, чем я активно пользуюсь при подготовке к занятиям.

Используем в работе цифровые фотоаппараты и видеокамеры, мобильные телефоны и те идут в ход. Ведь пройдет праздничное мероприятие, или закончится занятие , а в памяти останутся только воспоминания о нем. Да и те вскоре сотрутся. Но современные технологии позволяют запечатлеть не только краски, но даже звуковую и эмоциональную атмосферу происходящего. Дети с восторгом разглядывают фотографии сделанные на компьютере. А просматривая видеозаписи  , с удовольствием вспоминают мельчайшие подробности былых событий, дают оценку своим выступлениям,  а оформленные педагогами ДОУ материалы с использованием фотошопа в форме фотоальбомов, слайд-презентаций, фотовыставок, буклетов и т.п. , позволяют информировать родителей и общественность о жизни дошкольного учреждения.

Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественно-музыкальной деятельности.

На занятии  по ознакомлению с художественной литературой воспитатель подготовительной группы Заулина Л.В. прочла детям сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Обменялись впечатлениями, после чего последовал ряд вопросов, на которые предстояло ответить детям: - Почему птицы не приняли утенка в свой коллектив? – Почему утенок убежал? – Хорошо ли поступили птицы? – Жалко вам бедного утенка?

А на музыкальном занятии слушаем К.Сен-Санса. Два произведения из сюиты «Карнавал животных»: «На птичьем дворе», и «Лебедь». Перед детьми ставлю задачу: - Представить о ком рассказывает музыка? Пьеса «Птичий двор» не вызвала ни малейших затруднений. Дети все сразу поняли. Вот раздался радостный возглас Саши К. : - Нам Людмила Васильевна читала про гадкого утенка, он тоже там жил!

А дальше следует магическое «если бы…» . Если бы я был курочкой, петушком, цыпленком, уточкой и т.д. Вот здесь на помощь приходит пластический этюд. Эмоции выражаются в действии, в движении, в непосредственной реакции всего тела ребенка, каждой его мышцы. Искусство дает ему возможность испытать то внутреннее состояние, которое невозможно испытать в реальной жизни.

Разумеется не все просто, не все однозначно. На первых порах многие дети идут по пути подражания друг другу. Это и понятно. Очень  непросто освободить свою фантазию. А в рамках конкретного «если бы…» тем более. Постепенно, по крупицам , в результате деликатного словестного поощрения педагогом начинаем наблюдать , как в движениях детей появляются  уверенность, раскованность. У их героев начинают «прорезаться» клювики, коготки. Появляются лапки, перышки, хвостики, гребешки. Как они находят себе дело в соответствии с принятым образом:  смешной , неуклюжий  утенок Коли В.  вперевалочку бегает за маленьким цыпленком Нади А. Какой важный гусь получился у Артема К. вот упрямо толкаются озорные индюшата Вера Ф. и Лида Р. Необыкновенно интересное превращение! Музыка закончилась и дети «вернулись» в группу. Задаю вопрос: - Дети, вы обратили внимание, был ли на птичьем дворе гадкий утенок? Тишина, вспоминают . – Нет, его там не было. – Про него забыли. – Он спрятался. – Его там не любят.

Все верно, вот и не нашлось утенку места в музыкальном фрагменте. Но не забыл о нем композитор, посвятил гадкому утенку отдельную пьесу. Но в ней уже невозможно узнать запуганного птенца перед нами величавая , гордая птица – лебедь. Вновь магическое «если бы…» . мимикой , жестом, позой, даже взглядом дети пытаются показать лебедя. Конечно, не сразу и не ко всем придет ощущение что «Я» - это прекрасная «птица». На это может уйти вся жизнь, но и занятие наше е последнее.

По настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное , и интеллектуальное начало. К сожалению, очень часто отдается предпочтение развитию интеллектуальных возможностей, а эмоциональное воспитание остается на задворках. На московской конференции по музыкальному воспитанию советский ученый , профессор Г.Суворов отмечал разрыв , который наблюдается в наши дни между эмоциональным и интеллектуальным воспитанием подрастающего поколения. «Опасность не в том, что машины начнут думать, как человек, а в том, что человек начнет думать, как машина.»

Я , как педагог, стремлюсь развивать в детях и то , и другое. Ведь несомненно, что ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности, начинает по – новому рассматривать свое «Я». Свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а так же природу и окружающий мир.

Помня, что творческий воспитатель может развить творческую личность дошкольника, наши педагоги стараются разнообразить занятия, сделать их необычными, широко используя на занятиях по изодеятельности музыкальное  сопровождение, различные виды нетрадиционной техники рисования: печатка, набрызг, кляксография, рисование по сырой бумаге, тампонирование, цветные ниточки, пальчики-палитра и др.

Звучит музыка  М.П. Мусоргского  из сюиты «Картинки с выставки». Воспитатель читает детям отрывок из сказки К.Чуковского «Краденое солнце» . Музыка помогает воссоздать атмосферу злодеяния, с головой окунуться в обворованный, померкший мир. А после этого детям предлагается вернуть солнышко. Они с удовольствием соглашаются. Но вот беда, злой крокодил украл наши кисточки. Придется рисовать пальчиками лучики, глазки, ротик солнышку. Дети с большим энтузиазмом принимаются за работу.

Воспитать цельную личность - нелегкая задача. Для этого педагогу необходимо создать среду, вызывающую положительный эмоциональный отклик  у ребенка. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.  Дошкольник на занятии не должен просто сидеть и послушно внимать , а быть полноценным участником происходящих событий.

Используя в работе принципы методики  Карла Орфа, заметила, что дети начинают лучше чувствовать орнаментальную роспись. Например: перед украшением вылепленных детьми «пряников» вместе читаем потешку: «Пряники печатные, до чего нарядные. Мы не сразу их съедим, а сначала поглядим.»  Одновременно, ритмично прохлопываем и притопываем, то есть, добавляем «звучащие жесты». Или используем музыкально-шумовые инструменты (маракасы, бубны). Дети видят и слышат одновременно, когда рисунок ложится ритмично и неритмично. Если хлопать вразнобой, вместо рисунка получается хаос.

Радость творчества, активное взаимодействие педагога с детьми уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков, на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности , только  так можно развить творческое начало в каждом ребенке.

Именно такую развивающую среду наш педагогический коллектив старается создать в дошкольном учреждении путем изучения и внедрения новых программ и технологий.

Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьезного «взрослого» искусства. Лишь в последнее время представители различных наук обратили на это внимание. Было  доказано, что дошкольники обладают значительными потенциальными возможностями  восприятия ,понимания  и  эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Кроме того , все большее внимание специалистов привлекают не отдельные виды искусств, а  художественная культура в целом, как сильнейший эмоциональный фактор. Одна из важнейших проблем состоит в том, что потребность в синтезе различных искусств у взрослого и ребенка-дошкольника имеет принципиальное различие.

Для взрослого синтез – это сведение обособленных данных в единое целое, стремление к воссозданию целостности восприятия мира. В стремлении к синтезу обнаруживается плохо осознаваемая попытка «возвращения в детство» . Желание придать знакомым явлениям яркость и новизну. Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. В педагогике такой подход оказывается наиболее успешным , т.к. созвучен природе самого ребенка.

Именно этот подход лежит в основе программы «Синтез искусств», автор О.А.Куревина. Процесс  изучения и внедрения новых программ – длительный и сложный. Он требует от коллектива вдумчивой и кропотливой работы. Начнем с того, что искусство близко ребенку именно своей игровой природой, как форма адаптации  в жизни. Искусство произошло от игры, от подражания. А для детского мышления, вымысел и реальность весьма относительны.

Основные задачи курса «Синтез искусств»:

1. Формирование навыков восприятия различных видов искусства.

2. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Эти задачи решаются с учетом возрастных особенностей детей, их психического , интеллектуального и физического развития. Самое основное в их реализации – это личностно-ориентированный подход.

Нельзя сказать, что все занятия проходят гладко и безболезненно, особенно на начальном этапе, когда дети еще не достаточно раскрепощены, и просто не в состоянии направить свои эмоции в творческое русло.

Но все сложности уходят на задний план, когда видишь глаза детей, их реакцию на происходящее на занятии. Например: тема занятия «Настроение природы в искусстве». Рассмотрев репродукцию Станислава Жуковского «Золотая осень» и прослушав пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года», «Октябрь» нужно ощутить себя беспомощным листиком, которого несет по земле промозглый осенний ветер. Вначале такие задания вызывали у детей полное недоумение. Они стояли в зале и растерянно переглядывались. Предлагаю расположится на ковре свободно , как кому вздумается. Закрыть глаза. Вспомнить осенний наряд  деревьев во дворе, осыпающиеся листочки. Затем представить, что вон тот, с тоненькой ножкой желтенький листик – это «Я». Зазвучала музыка, послышалось дуновение ветерка. Вот ветер усиливается, его порывам уже трудно противостоять. И здесь на помощь приходит воображение. И закружились наши «листочки» на ковре, яркие разноцветные. Чутко откликаются они на звучание музыки.

-Саша , почему ты дальше не летишь? (ребенок свернулся клубочком возле ножки стула)

- А я за кустик зацепился, не могу.

Вот ветер стихает, листики замирают и только легкие движения пальчиков напоминают о недавно бушевавшей стихии. Это один из эпизодов происходящих на занятиях «превращений». Даже самые застенчивые дети оказываются втянутыми в водоворот происходящего.

Именно такой подход , по моему глубокому убеждению, способствует формированию самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.В завершении хотелось бы сказать, что новые информационные технологии в органичном сочетании с традиционными средствами воспитания, входя в жизнь уже в дошкольном возрасте, несомненно, способствуют развитию интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка и позволяют существенно обогатить , качественно обновить воспитательно-образовательный  процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

 

13 ноября 2013 в 05:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.